Виде №5 Целеустремленность. Дорога к цели!

Друзья, перед вами конспект сегодняшнего занятия. Ниже вас ждет домашнее задание.

Целеполагание — это определение и установка целей в какой-либо деятельности.

Планирование — это скорее способ подпитки ее энергией, чем руководство к действию. На самом деле в вашем плане важен только один шаг — первый!

Психология нужна не только для трактовки психотипа людей. Это ваш навигатор, который помогает двигаться в жизни правильно.

Специальные упражнения по целеполаганию могут помочь вам в семье, в бизнесе, в здоровье и в других сферах.

Нужно помнить, мы пришли в этот мир, чтобы работать над собой. И колесо жизненного баланса показывает, в каких сферах мы должны работать, чтобы быть успешными, богатыми, счастливыми. Каждый из нас этого достоин!

Я пришла в психологию в один из самых сложных периодов в моей жизни и с помощью колеса баланса я поменяла ее на 360 градусов!

Меня беспокоили вопросы своего будущего — сегодня я рада каждому дню и уверена, что будет еще лучше.

Меня беспокоило мое предназначение — сегодня, я занимаюсь любимым делом, обучаюсь, постоянно развиваюсь, помогаю другим людям. Я уверена в том, что занимаюсь тем, чем должна заниматься.

Я могу работать дистанционно и в любое время — это невероятная свобода. Я обрела востребованную профессию психолога, с удовольствием делюсь своими знаниями с людьми.

И самое главное, вы должны понимать, что это не очередная история человека с обложки или журнала, я обычный человек, но я сама выбираю свою дорогу и из всех дверей на этом пути, я выбираю лучшую, и помогает мне именно психология.

Я вижу, что вы делаете задания допоздна, вижу ночные сообщения. Именно так начинала и я. Не останавливайтесь!

Если вы чувствуете, что психология дает вам силу, даже в тот момент, когда вы еще не разобрались в ней — это значит, что вы можете выбрать ту жизнь, которую вы хотите, а не ту, которая приносит лишь разочарования.

Таким образом, целеполагание и планирование позволяет сделать процесс самореализации последовательным. А план помогает определять оптимальные шаги для успешного и эффективного достижения жизненной цели.

Шаг 1: Планирование по системе Франклина

Система Франклина «направлена вперёд» — она работает с тем, что должно быть сделано. Глобальная задача дробится на подзадачи, т.е. — на ещё более мелкие подзадачи.

Визуально эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды. А процесс её применения — как процесс строительства этой пирамиды.

Пирамида планирования Франклина
Пирамида планирования Франклина

1. Сначала мы укладываем массивное основание пирамиды, служащее опорой для всех остальных этажей. Человек определяет свои жизненные ценности (грубо говоря, то, чего он хочет от жизни).

Для одного — это материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. У другого — благополучная семья, любящий муж и счастливые дети. Третий — хочет славы и высокого социального статуса. Четвертый — власти. Для пятого — познание.

Этап определения жизненных ценностей является наиболее важным в построении пирамиды. Если на этом этапе будет допущена ошибка…

Например, человек выберет «познание» и «служение людям». Хотя на самом деле, для него важны в первую очередь «известность» и «высокий социальный статус». Впоследствии его неизбежно постигнет разочарование.

Итак, первым делом, надо составить список жизненных ценностей. Причём, не надо бояться потратить на это слишком много времени, здесь важно хорошо подумать. Также необходимо убедиться, что выбранные ценности не противоречат друг другу.

2. Следующий этап — построение второго этажа пирамиды, опирающегося на первый. Исходя из составленного списка ценностей, человек должен решить, чего он хочет добиться.

Например, кто-то считает, что для него наиболее важны «известность», «власть» и «высокий социальный статус». Он может решить, что он хочет стать президентом.

Надо поставить перед собой глобальную цель. Важно убедиться, что выбранная цель действительно отвечает всем жизненным ценностям из предыдущего этапа.

3. Третий этап пирамиды опирается на второй. Составляется генеральный план — что по большому счёту, необходимо, чтобы достичь поставленной на предыдущем этапе цели?

Например, для того, чтобы стать президентом, надо сперва, стать губернатором или мэром одного из городов. Иметь партийную и/или финансовую поддержку. Быть известным публике оратором.

Иметь незапятнанную репутацию. Быть солидным женатым человеком. Надо получить высшее образование в престижном учебном заведении и т.п. Так и пишется план. Поставив перед собой цель, следует составить генеральный план достижения цели.

4. Четвёртый этаж пирамиды — долгосрочный (на несколько лет) промежуточный план. С указанием конкретных целей и конкретных сроков.

Весьма важно указать, достижению какого именно пункта генерального плана способствует достижение данной цели.

Ещё более важно указать конкретный срок. Например, если человек планирует стать президентом и знает, что для этого нужно иметь высшее образование. Он может включить в свой пятилетний план следующий пункт.

«До конца 20хх года закончить с отличием Гарвардский Университет по специальности ‘социология и политология’. Это, во-первых, даст мне требуемое высшее образование. И, во-вторых, я смогу завести знакомства с важными для меня людьми».

Итак, следует составить план на ближайшие 4-5 лет. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать в ближайшие годы для достижения целей, намеченных в генеральном плане?»

В плане, важно указать конкретные цели и конкретные сроки с точностью до нескольких месяцев. А также указать, какому пункту генерального плана отвечает достижение данной цели.

5. Пятый этаж — краткосрочный (на срок от нескольких недель до нескольких месяцев) план.

Глядя на долгосрочный план, необходимо, спросить себя: «Что я могу сделать в ближайшие недели или месяцы, чтобы достичь той или этой цели?»

Пункты долгосрочного плана разбиваются на более конкретные задачи. Например, если в долгосрочном плане стоит пункт: «Окончить Гарвардский Университет».

Тогда в краткосрочный план войдут такие пункты: «подать документы в Гарвардский Университет», «пройти курсы по подготовке к экзаменам» и т.п.

Следует составить план на срок от 2-3 недель до 2-3 месяцев. Как и на предыдущем этапе, указать конкретные сроки с точностью до нескольких дней.

6. Наконец, шестой этаж пирамиды — это план на день.

Составляется он, как нетрудно догадаться, на основе краткосрочного плана. Малые задачи решаются целиком за один день, более крупные разбиваются на подзадачи.

Например, задача «подать документы в Гарвардский Университет» разбивается на такие подзадачи:

— выяснить, какие документы и кому надо подать
— оформить необходимые документы
— отослать документы
— убедиться, что документы получены

Каждую из задач можно назначить на какой-то определённый день.

Обычно план на день не составляется за день, а складывается из списка различных дел, которые были назначены на этот день в течение нескольких предыдущих недель.

Зачастую в него также вносятся коррективы в течение дня. Составляя план на день, укажите время выполнения для каждой задачи.

Шаг №2: Матрица Эйзенхауэра в планировании

Предложенное Дуайтом Эйзенхауэром правило является простым вспомогательным средством. Особенно для тех случаев, когда надо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение.

Согласно этому правилу, приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

Важность дела определяется тем, насколько результат его выполнения влияет на ваш бизнес/работу. Срочность — тем, насколько быстро надо выполнить это дело.

В зависимости от срочности и важности, Эйзенхауэр предложил 4 категории приоритетности дел.

матрица эйзенхауэра
Матрица Эйзенхауэра

1. Срочные/важные дела. Это такие дела, несвоевременное выполнение которых приведет к значительному ущербу для вашего результата. За них следует приниматься немедленно и самому их выполнять.

2. Менее срочные/важные задачи. Их не надо выполнять срочно, они, как правило, могут подождать. Сложности здесь возникают тогда, когда эти задачи рано или поздно превращаются в срочные.

И должны быть лично вами разрешены в кратчайшие сроки. Поэтому перепроверьте степень важности и попробуйте задачи этого типа полностью или частично поручать своим сотрудникам или делегировать.

3. Срочные/менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под “тиранию” спешности. И в результате целиком отдаться решению конкретной задачи, потому что она срочная.

Если задача является не столь важной, то она должна быть в любом случае делегирована. Поскольку для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств.

4. Менее срочные/менее важные задачи. Очень часто дела этой категории оседают на письменном столе, и без того заваленном бумагами.

Если вы вдруг начинаете заниматься этими делами, забывая о задачах первой категории, то вам не следует жаловаться на перегрузку работой. Даже ваши подчиненные не должны приниматься за задачи этой группы.

Шаг №3: Технология SMART

Каждая буква является обозначением одного из критериев постановки целей:

S — SPECIFIC — конкретная

Цель должна быть, в первую очередь, конкретной, она должна быть ясной и четко сформулированной.

M — MEASURABLE — измеримая

Если у цели нет параметров, которые можно измерить, то будет очень непросто определить, достигнута ли она. Другими словами, важно решить, что может быть мерилом достижения вашей цели.

A — ACHIEVABLE — достижимая

То есть, вы должны иметь какие-то свои ресурсы, способности, чтобы достичь своей цели.

R — REALISTIC — реалистичная

Достижение вашей цели должно быть реально. Необходимо объективно оценивать все имеющиеся для этого ресурсы. Если вы понимаете, что достижение вашей цели не совсем реально, то такую цель лучше перед собой не ставить или попытаться разбить ее на подцели.

T — TIMED (TIME RELATED) — определенная во времени

В том случае, когда нет конкретных сроков, — нет и конкретной цели. Соответственно, неясен будет и результат.

Шаг №4: Анализ и контроль

Целеполагание и планирование всегда используют успешные люди, для личностного и профессионального развития. Чтобы система управления нормально функционировала, она должна состоять из замкнутого цикла управления. И включать в себя следующие элементы:

1. Постановку целей
2. Планирование действий и назначение ответственных за их исполнение
3. Исполнения намеченных действий
4. Контроль за результатом
5. Анализ полученных результатов
6. Формирование управленческого воздействия
7. Корректировка планов (целей)

Если данный цикл управления не налажен, то можно констатировать тот факт, что полноценного управления у вас нет.

Для реализации замкнутого цикла управления своей деятельностью необходимо организовать вышеприведенную цепочку управления.

Домашнее задание:

1. Определить одну глобальную цель на один год и записать ее по технологии SMART.

2. Распределить свои дела по важности и срочности. Для продвинутых: составить подробный план и научиться делегировать.

ВАЖНО: домашние задания будут приниматься до начала 3-го урока.

Жду ваших работ и вопросов! Следующее занятие — самое важное, посвященное причинам, по которым не происходит достижение поставленных целей.