Целеполагание и планирование

Целеполагание и планирование жизни: реальные методы

Процесс управления любой системой предполагает целеполагание и планирование. Иными словами, постановку целей и принятие решений. Основой планирования выступает целеполагание – это определение точных задач, и обеспечивающих движение в заданном векторе.

Стратегическое планирование — это ориентир этих задач на конкретный отрезок времени. Здесь можно выделить две стадии:

  1. Определение цели;
  2. Распределение имеющихся ресурсов.

Применение планирования позволяет установить четкие цели. И своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны. Также, это обеспечить контроль над ситуацией.

Планирование цели и целеполагание

Что такое планирование цели? Из каких этапов оно состоит? Что такое план и каких типов он бывает? Какие есть методы планирования? Как планировать самореализацию? И какие есть результаты планирования?

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности.

Целеполагание направлено на увеличение уровня жизненной энергии. Еще, это самый мощный мотивирующий фактор! Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.

Главным средством для последовательного определения наиболее полезных целей и их достижения является планирование.

Планирование цели — это процесс анализа текущей деятельности. Формирования плана действий и оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели.

ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ ЦЕЛИ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПОВ:

  1. Постановка цели. Нужно сделать наиболее полное, ясное, понятное описание желаемого состояния, требуемых ресурсов и результатов;
  2. Определение стратегии. На этом этапе, нужно определить все необходимые действия, которые гарантированно приведут к цели. И их последовательность – стратегию;
  3. Определение потребностей. В плане обязательно нужно описать потребности. Ресурсы требуемые для успешного выполнения всех запланированных действий;
  4. Определение показателей. Чтобы контролировать процесс достижения цели и определить, приближение или отдаление цели. Нужно описать ее качественные и количественные показатели;
  5. Материализация результатов. Результаты всех предыдущих этапов нужно материализовать – записать на внешнем носителе, бумаге, компьютере. Это позволяет видеть всю «карту» сверху, отмечать текущее состояние и быстро определять следующие шаги.

Основное назначение планирования – это определение возможных действий для достижения цели. Прогнозирование последствий и их выполнение, а также выбор наилучшего пути к цели. Результатом планирования, является план действий.

План — это описание последовательности действий, условий их выполнения, требуемых ресурсов, правил их использования. И подцелей, реализация которых позволяет достичь поставленной цели.

Целеполагание и планирование, позволяет не только определить наилучший путь достижения цели. Но и значительно сэкономить ресурсы, например:

  • Время — установлено, что всего 10 минут в день на планирование. Экономит в среднем 2 часа при выполнении тех же дел;
  • Энергия — вы. будете выполняться только полезные дела;
  • Отношения — распределение дел между домочадцами или делегирование;
  • Финансы — можно наглядно распределить, доход и расход денег.

Таким образом, целеполагание и планирование, позволяет сделать процесс самореализации последовательным. А план, помогает определять оптимальные шаги для успешного и эффективного достижения жизненной цели.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПЛАНОВ:

  • Миссия. Абстрактно опишите главные результаты, которые нужно создать за свою жизнь;
  • Стратегические планы. Это наиболее сложные, важные и полезные цели для самореализации. На их достижение может тратиться большая часть ресурсов, а результаты непосредственно связаны с миссией жизни. Для таких планов очень сложно спрогнозировать сроки;
  • Тактические планы. Является частью определенного стратегического плана и зависят от него. У таких планов, точно известен конечный результат. И можно установить примерный срок реализации;
  • Оперативные планы. Это цели, у которых известен и результат, и путь достижения. Результаты реализации этих планов дают ресурсы для тактических и стратегических целей. Для таких планов можно устанавливать достаточно точные сроки.

Методы целеполагания и планирования

Вопрос, почему мы часто не достигаем поставленных целей? Почему, мы вместо намеченного результата получаем что-то совершенно другое? Существующие методы целеполагание и планирование, рассматривают прежде всего, технику достижения цели.

Планирование по системе Франклина

Многие менеджеры и руководители западных компаний с успехом используют систему планирования. Создание которой приписывают Бенджамину Франклину. Те, кто применяют эту систему на практике, отмечают, что она помогает значительно повысить эффективность работы. За счёт более эффективного управления временем, и за счёт планирования самой работы.

В отличие от систем, строящихся на основе учета уже потраченного времени. Система Франклина «направлена вперёд» — она работает с тем, что должно быть сделано. Глобальная задача дробится на подзадачи, те — на ещё более мелкие подзадачи.

Визуально, эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды. А процесс её применения — как процесс строительства этой пирамиды:

Пирамида планирования Франклина
Пирамида планирования Франклина

КАК НА ПРАКТИКЕ ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС «СТРОИТЕЛЬСТВА ПИРАМИДЫ»?

1. Сначала, укладываем массивное основание пирамиды, служащее опорой для всех остальных этажей. Человек определяет свои жизненные ценности (грубо говоря, то, чего он хочет от жизни).

Для одного — это материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. У другого — благополучная семья, любящая жена и счастливые дети. Третий — хочет славы и высокого социального статуса. Четвертый — власти. Для пятого — познание.

Этап определения жизненных ценностей, является наиболее важным в построении пирамиды. Если на этом этапе будет допущена ошибка.

Например, человек выберет «познание» и «служение людям». Хотя на самом деле, для него важны в первую очередь «известность» и «высокий социальный статус». То, впоследствии его неизбежно постигнет разочарование.

Итак, первым делом, надо составить список жизненных ценностей. Причём, не надо бояться потратить на это слишком много времени, здесь важно хорошо подумать. Также, необходимо убедиться, что выбранные ценности не противоречат друг другу.

2. Следующий этап — построение второго этажа пирамиды, опирающегося на первый. Исходя из составленного списка ценностей, человек должен решить, чего он хочет добиться.

Например, если кто-то считает, что для него наиболее важны «известность», «власть» и «высокий социальный статус». Он может решить, что он хочет стать президентом.

Надо поставить перед собой глобальную цель. Важно убедиться, что выбранная цель, действительно отвечает всем жизненным ценностям из предыдущего этапа.

3. Третий этап пирамиды опирается на второй. Составляется генеральный план — что по большому счёту, необходимо, чтобы достичь поставленной на предыдущем этапе цели?

Например, для того, чтобы стать президентом. Надо сперва, стать губернатором или мэром одного из городов. Иметь партийную и/или финансовую поддержку. Быть известным публике оратором.

Иметь незапятнанную репутацию. Быть солидным женатым человеком. Надо получить высшее образование в престижном учебном заведении и т.п. Так и пишется план. Поставив перед собой цель, следует составить генеральный план достижения цели.

4. Четвёртый этаж пирамиды — долгосрочный (на несколько лет) промежуточный план. С указанием конкретных целей и конкретных сроков. Весьма важно указать, достижению, какого именно пункта генерального плана, способствует достижение, данной цели.

Ещё более важно, указать конкретный срок. Например, если человек планирует стать президентом и знает, что для этого нужно иметь высшее образование. Он может включить в свой пятилетний план следующий пункт.

«До конца 20хх года закончить с отличием Гарвардский Университет по специальности ‘социология и политология’. Это, во-первых, даст мне требуемое высшее образование. И, во-вторых, я смогу завести знакомства с важными для меня людьми».

Итак, следует составить план на ближайшие 4-5 лет. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать в ближайшие годы для достижения целей, намеченных в генеральном плане?»

В плане, важно указать конкретные цели и конкретные сроки с точностью до нескольких месяцев. А также указать, какому пункту генерального плана отвечает достижение данной цели.

5. Пятый этаж — краткосрочный (на срок от нескольких недель до нескольких месяцев) план. Глядя на долгосрочный план. Необходимо, спросить себя: «Что я могу сделать в ближайшие недели или месяцы. Чтобы достичь той или этой цели?»

Пункты долгосрочного плана разбиваются на более конкретные задачи. Например, если в долгосрочном плане стоит пункт: «Окончить Гарвардский Университет».

То в краткосрочный план войдут такие пункты. Как — «Подать документы в Гарвардский Университет», «Пройти курсы по подготовке к экзаменам» и т.п.

Следует составить план на срок от 2-3 недель до 2-3 месяцев. И, как и на предыдущем этапе, указать конкретные сроки с точностью до нескольких дней.

6. Наконец, шестой этаж пирамиды — это план на день. Составляется он, как нетрудно догадаться, на основе краткосрочного плана. Малые задачи решаются целиком за один день, более крупные разбиваются на подзадачи.

Например, задача «Подать документы в Гарвардский Университет» разбивается на такие подзадачи. Как — «Выяснить, какие документы и кому надо подать».

«Оформить необходимые документы». «Отослать документы» и «Убедиться, что документы получены». Каждую из задач, можно назначить на какой-то определённый день.

Обычно план на день, не составляется за день, до следующего дня. А складывается из списка различных дел. Которые были назначены на этот день в течение нескольких предыдущих недель.

Зачастую в него, также вносятся коррективы в течение дня. Составляя план на день, желательно указать время выполнения для каждой задачи.

Целеполагание и планирование деятельности

Жизнь современного человека такова, что приходится все время «крутиться». Поэтому, всегда много дел, которые надо сделать срочно. Как же с этим справиться?

Прежде всего, важно быть честным перед собой. Признать, что все равно на все дела времени не хватит. Но, скорее всего, вы можете достичь весьма неплохих результатов, хорошо выполняя только некоторую часть дел.

Поэтому, вам стоит научиться «сортировать» дела по степени необходимости их выполнения, расставлять приоритеты. Тогда, вы сможете выбирать, какие именно дела стоит сделать за доступное вам время.

Матрица Эйзенхауэра в планировании

Предложенное Дуайтом Эйзенхауэром правило, является простым вспомогательным средством. Особенно для тех случаев, когда надо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение.

Согласно этому правилу, приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

Важность дела определяется тем, насколько результат его выполнения влияет на ваш бизнес/работу. Срочность — тем, насколько быстро надо выполнить это дело.

В зависимости от срочности и важности, Эйзенхауэр предложил 4 категории приоритетности дел:

матрица эйзенхауэра
Матрица Эйзенхауэра

КАК РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПОСТУПАТЬ С ДЕЛАМИ РАЗНЫХ ТИПОВ?

1. Срочные/важные дела. Это такие дела, что если, несвоевременное выполнение приведет к значительному ущербу для вашего бизнеса. За них следует приниматься немедленно и самому их выполнять.

2. Менее срочные/важные задачи. Их не надо выполнять срочно, они, как правило, могут подождать. Сложности здесь возникают тогда, когда эти задачи рано или поздно превращаются в срочные.

И должны быть лично вами разрешены в кратчайшие сроки. Поэтому перепроверьте степень важности и попробуйте задачи этого типа полностью или частично поручать своим сотрудникам или делегировать.

3. Срочные/менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под “тиранию” спешности. И в результате целиком отдаться решению конкретной задачи, потому что она срочная.

Если задача является не столь важной, то она должна быть в любом случае делегирована. Поскольку для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств.

4. Менее срочные/менее важные задачи. Очень часто дела этой категории оседают на письменном столе, и без того заваленном бумагами.

Если, вы вдруг начинаете заниматься этими делами, забывая о задачах первой категории. То вам не следует жаловаться на перегрузку работой. Даже ваши подчиненные не должны приниматься за задачи этой группы.

Технологии целеполагания и планирования

Целеполагание и планирование, лучше использовать проверенные технологии. Несмотря на очевидные преимущество SMART-технологии, она эффективно только в том случае.

Когда известны начальные условия постановки цели и есть осознанное понимание желаемого образа.

Технология SMART

Само слово «smart» в переводе с английского означает «умный». Но применительно к данной методике, оно представляет собой аббревиатуру. В которой каждая буква, является обозначением одного из критериев постановки целей.

S — SPECIFIC — конкретная

Цель должна быть, в первую очередь, конкретной, она должна быть ясной и четко сформулированной.

M — MEASURABLE — измеримая

В том случае, если у цели нет параметров, которые можно измерить. То будет очень не просто определить, достигнута ли она. Другими словами, важно решить, что может быть мерилом достижения вашей цели.

A — ACHIEVABLE — достижимая

То есть, вы должны иметь какие-то свои ресурсы, способности, чтобы достичь своей цели.

R — REALISTIC — реалистичная

Достижение вашей цели должно быть реально. Необходимо объективно оценивать все имеющиеся для этого ресурсы. Если вы понимаете, что достижение вашей цели не совсем реально. То такую цель лучше перед собой не ставить или попытаться разбить ее на подцели.

T — TIMED (TIME RELATED) — определенная во времени

В том случае, когда нет конкретных сроков — нет и конкретной цели. Соответственно, неясен будет и результат.

Целеполагание и планирование: анализ и контроль

Целеполагание и планирование, всегда используют успешные люди. Для личностного и профессионального развития. Чтобы система управления, нормально функционировала, она должна состоять из замкнутого цикла управления. И включать в себя следующие элементы:

  1. Постановку целей;
  2. Планирование действий и назначение ответственных за их исполнение;
  3. Исполнения намеченных действий;
  4. Контроля за результатом;
  5. Анализа полученных результатов;
  6. Формирование управленческого воздействия;
  7. Корректировка планов (целей).

Если данный цикл управления не налажен. То можно констатировать тот факт, что полноценного управления у вас нет. Для реализации замкнутого цикла управления своей деятельностью, необходимо организовать вышеприведенную цепочку управления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *