Пирамида Дилтса

Пирамида Дилтса модель логических уровней как пользоваться



Пирамида Дилтса имеет большое значение в психологии. Практически каждого из нас одолевали философские вопросы – «Почему я живу именно так?» или «Почему у меня есть то, что я имею?».

Уровни Пирамиды Дилтса



Если вас что-то не устраивает в жизни или в сложившейся ситуации. Тогда, данная модель поможет вам следующим образом.

Позволит понять, почему ситуация в вашей жизни сложилась именно так. Проведя экспресс-анализ своей жизни, вы обнаружите так называемые узкие места, которые нуждаются в корректировке.

Дает четкое понимание того, какие проблемы нужно решить на низшей ступени, чтобы подняться на более высокую и вывести свою жизнь на принципиально новый уровень.

Модель нейрологических уровней Роберта Дилтса, позволяет исследовать конкретную задачу. Путем последовательного перехода от уровня обычной жизни до уровня осознания своей миссии и предназначения.

А затем, двигаясь в обратном направлении сверху-вниз, привнести новые смысловые ориентиры и ценности в нижележащие слои пирамиды. Это позволяет, обогатить свой арсенал действий, увидеть новые способы реагирования сквозь призму своих способностей и возможностей.

Пирамида роберта дилтса
Пирамида Роберта Дилтса

Уровень №1 Окружение

Самый нижний первый уровень основывается на реальном окружении каждого человека. Сюда относятся все составляющие внутренней и наружной среды. Главным образом это сам человек, его особенности, внешность (включая одежду) и прочие индивидуальные черты.

Так же стоит отнести и всех прочих людей, с кем приходится иметь дело, материальных блага, возможности, семья и остальные вещи. То есть главный вопрос этого уровня – «что у меня есть на данный момент?». Однако, чтобы понять всю суть лишь этого вопроса недостаточно. Следует задавать ряд прочих вопросов начиная с:

  • Что?
  • Где?
  • Когда?
  • Кто?

Словом, здесь охватываются все аспекты быта и повседневности, включая материальное благополучие и межличностные отношения (включая родственные, партнерские и прочие).

Уровень №2 Поведение

Пирамида логических уровней также рассматривает поведение индивида. Это касается действия или бездействия человека, а также результата. Ответьте для себя на вопрос:

  • Что я должен делать?

Стоит задать себе вопрос касательно того, что я делю и получаю. Очевидный ответ дает понять, почему у нас имеется то, что есть. И тут закономерно задать еще один актуальный и интересный вопрос – это жизнь так сама складывается или же мы сами несем ответственность за все то, что происходит с нами?

Уровень №3 Способности

Находясь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность подробно разобрать собственные установки и осознать причины жизненных неудач.

Пирамида Дилтса и правда может предоставить большой выбор – главное понять, к чему стремиться душа. Только так достигаются определенные успехи при анализе своей жизненной позиции. В этом также может помочь ответ на вопрос:

  • Как делать?

Абсолютно каждому, прежде всего, необходимо определится со своими способностями. Главное – отыскать причину и стимул к действию!

Уровень №4 Ценности

На этом уровне рассматриваются убеждения и ценности. И здесь у каждого человека собственные мнения и суждения на этот счет. Можно сказать, что это своего рода базис личности, от которого человеку не так просто отказаться даже под сильным влиянием извне.

А все потому, что убеждения — это в большинстве случаев бессознательное, которое управляет поведением и определяет жизненный путь. И причина заключается в том, что убеждения следует относить к бессознательному восприятию человеческой сущности.

Убеждения и управляет поведением человека, определяя его жизненный путь. Данный уровень требует ответа на такой вопрос:

  • Что для меня важно и почему?

Уровень №5 Идентичность

Важность этого уровня еще выше, нежели предыдущего, поскольку он оказывает заметное влияние на этажи, располагающиеся ниже. Кто-то уверен в своей гениальности художника либо дизайнера. Поэтому он успешно может проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой посчитает себя неудачником или бездарным.

Главное реалистично оценивать себя – то есть не занижать и не завышать свои достоинства. Вникнуть в суть или хотя бы частично иметь представление, о чем все же идет речь. Поможет ответ на следующий вопрос:

  • Кто Я есть?

Уровень №6 Миссия

Пирамида Дилтса венчается самым высоким уровнем, который подразумевает осознание человеком его миссии. Понимание того, ради чего человек живет, является мощнейшим стимулом для преодоления препятствий и трудностей, которые возникают в процессе жизнедеятельности.

При этом миссия должна быть выражена простыми и понятными изъяснениями. Сложные высокопарные выражения здесь не работают, поскольку не несут никакой практической значимости.

Какова ваша миссия во всем этом? Сформулируйте ее простыми словами, так, чтобы было понятно даже ребенку. Чтобы определить свою миссию, можете задать себе вопросы такого типа:

  • Зачем?
  • В чем смысл?

Пирамида Дилтса: как пользоваться?



А сейчас развернитесь и обратите свой взгляд назад и охватите вашу цель (проект) целиком, объедините всю его энергию и информацию в единое целое. Взгляните на уровень «Кто Я?» уровень №5 — идентичности, на вашу роль сквозь призму своей миссии, предназначения.

  • Что новое открылось вам с вершины вашей миссии и видения на этом уровне?
  • Как вы можете обогатить свою роль?
  • Что вы можете еще добавить к своей роли?

Сделайте шаг в обратном направлении и посмотрите на уровень №4 — ценностей. Сейчас, когда вы осознаете свою миссию, у вас есть видение и четкое понимание себя, как воспринимаются ваши ценности? Что вы можете добавить?

Совместив свою миссию с видением и знанием «Кто Я» и ценностями, спуститесь на следующий уровень №3 и посмотрите на свои способности и навыки. Что вы замечаете? Что вы можете добавить к ним?

Таким же образом, осознавая свою миссию, видение, понимание того, кем вы являетесь, вместе с ценностями и способностями, взгляните на ваши действия. Переходите к уровню №2 — поведение. Что вы замечаете? Что вы можете добавить?

А сейчас посмотрите на уровень №1 — окружение. Что вы замечаете с точки зрения миссии, видения, идентификации, ценностей, способностей и действий? Как сейчас воспринимается вами желаемый результат? Нужно ли еще что-то добавить к описанию результата?

Какие три самых простых шага вы можете сделать в ближайшие 72 часа, чтобы начать движение к цели уже сейчас?

Как работать с пирамидой Дилтса?



Все коучинг-техники основаны на глубоком самоанализе. Решение проблем трудно найти на поверхности, а потому придется «покопаться» в себе. Как применять пирамиду логических уровней? Алгоритм выглядит следующим образом:

Шаг №1. Сформулируйте проблему и запишите ее. Дело в том, что мысли, как правило, мимолетны и не всегда воспринимаются всерьез. А вот то, что написано на бумаге, приобретает окраску четкого плана и руководства к действию. Таким образом, у вас появится стимул и энергетический толчок.

Шаг №2. Определите уровень, на котором находится ваша проблема.

Шаг №3. Проанализируйте ситуацию последовательно с точки зрения каждого уровня. Дойдя до верхушки пирамиды, представьте, что цель достигнута, и постарайтесь на несколько минут погрузиться в это состояние. Затем проанализируйте свои ощущения на предмет того, почувствовали ли вы удовлетворение.

Шаг №4. Двигайтесь в обратную сторону, к низу пирамиды. Это нужно для того, чтобы внести дополнительные коррективы в характеристику каждого конкретного уровня. Это поможет вам детализировать план действий и выявить какие-то новые важные для себя ценности.

Пример применения пирамиды Дилтса



Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки, необходимо прибегнуть к помощи технологии Дилтса. Эйнштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла».

Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса. Но его слова очень точно характеризуют подход к решению своих внутренних проблем.

Итак, проблема — «Меня никто не любит, я никому не нужен».

№1 — Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?

Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные – тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.

№2 — Поведение. Какое поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?

Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.

№3 — Способности. Благодаря чему я буду нравиться людям? Какие навыки надо развивать?

Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.

№4 — Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужной?

Те, кого не любят, – плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде, тете. Те, кого не любят, – асоциальные типы, изгои общества. Кроме того, я очень люблю, когда мне оказывают внимание. Я без внимания жить не могу.

№5 — Идентичность. Кто я, человек, любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?

Я центр внимания и притяжения.

№6 — Миссия. Ради чего я все это делаю?

Чтобы нравиться самой себе.

Обнаружив главную сложность в случае с «Меня никто не любит» на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии.

Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравиться окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам.

Первая – это банальное получение удовольствия. Вторая – это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельности.

В результате самым главным мотивом становится то, что о нас скажут или подумают. Решением на уровне миссии может стать пересмотр ценности всеобщей любви.

Пирамида Дилтса учит раскладывать ситуацию по полочкам, то есть по уровням пирамиды. Пример разбора ситуации и поиска решения приведен в таблице.

Уровень Вопрос Ответ
Окружение Кто должен любить меня? Какие чувства должны испытывать ко мне окружающие? Ближайшие родственники, друзья и коллеги. Остальные должны проявлять уважение и доброжелательность.
Поведение Какие действия я хочу видеть от окружающих в отношении себя? Внимание, участие, желание общаться и проводить со мной время.
Способности Что мне нужно сделать, чтобы начать нравиться людям? Научиться слушать и понимать людей, поддерживать разговор, подтянуть профессиональные знания, обновить гардероб, начать тщательнее ухаживать за собой.
Убеждения Почему я хочу, чтобы все любили меня? Потому что человек, которого не любят, считается плохим. Я не хочу чувствовать себя изгоем. Мне нравится быть в центре внимания.
Идентичность Каким должен быть человек, который всеми любим? Привлекательным, умным, отзывчивым. Он должен обладать магнетизмом.
Миссия Какова конечная цель? Понравиться самому себе, научиться самоуважению.

Это можно назвать экспресс-анализом проблемы, по результатам которого у человека появляется мотивация к продвижению вперед.

Любой человек без исключения сталкивался с различными трудностями на протяжении всей жизни. И не каждый может грамотно их решить и поэтому в ряде случае ничего не остается, как заручится поддержкой специалиста из области психологии.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Контент защищен!!!