Теории лидерства

Теории лидерства в психологии: кратко за 10 шагов

Психология, политология, и многие другие современные науки разрабатывают собственные классификации и теории лидерства, его природу. Рассмотрение наиболее популярных теорий ведется в этой публикации.

Интерес к лидерству увеличился в начале двадцатого века. Особенно интересен вопрос, как люди становятся лидерами?

Определенные качества делают людей великими лидерами, или ситуативные факторы играют роль? Рождаются лидерами, или действительно ли лидерство — навык, которому можно научиться?

Ситуационные теории лидерства

Главное отличие заключается в том, что в ситуационных теориях отрицается существование универсального стиля руководства. Вместо этого утверждается, что подходящий стиль руководства зависит от ситуации.

В рамках ситуационного подхода выбирается основной фактор. Он описывает взаимодействия лидера и ведомых, и предлагаются стили наилучшего лидерского поведения в различных ситуациях.

Существует достаточно много подходов к ситуационному лидерству. Наиболее известными концепциями последнего является, ситуационная модель Фидлера (1967 г.).

Ситуационные теории лидерства Фидлера

Модель американского психолога Ф. Фидлера, является важным вкладом в развитие ситуационных теорий лидерства. Так как она опирается на взаимосвязь между стилем лидерства и ситуацией.

Ф. Фидлер сосредоточил внимание на ситуации и выявил три группы ситуационных переменных, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

  1. Отношения руководителя с подчиненными. Они могут быть хорошими, то есть подчиненные лояльны, готовы выполнить любое указание. И плохими, когда подчиненные скрыто или открыто сопротивляются указаниям.
  2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формули­ровки и структуризации. Она может быть хорошо известной, либо новой, нетрадиционной.
  3. Властные полномочия руководителя. Эти полномочия могут быть сильными, когда подчиненные обязаны выполнять указания руководителя. И слабыми, когда руководителю приходится убеждать подчиненных.

Основываясь на этих трех переменных, Ф. Фидлер предложил восемь вариантов ситуации и применил их для анализа стиля управления.

Модель Фидлера
Модель Фидлера

Для измерения и определения лидерского стиля, Фидлер предложил использовать шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР).

В соответствии с этой шкалой. Респонденты должны, отмечать баллы по каждой из позиций шкалы. Описать гипотетическую личность, с которой они могли бы работать наименее успешно. Пример — отдельных позиций этой восьмибалльной шкалы приводится выше.

  • Недружественен 1 2 3 4 5 6 7 8 Дружественен
  • Приятный 8 7 6 5 4 3 2 1 Неприятный
  • Все отвергающий 1 2 3 4 5 6 7 8 Все принимающий
  • Напряженный 1 2 3 4 5 6 7 8 Расслабленный

После того, как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы. И описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения. А набравшие более низкие баллы — имеют стиль, ориентированный на работу.

Соответственно, эти два типа лидеров получили название. Лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным.

И почти не меняется от ситуации к ситуации. Так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность — на отношения и мотивированность на работу.

Теории и стили лидерства

Лидерство является важнейшим фактором в системе управления современной организации. В зависимости от того, что считается источником результативности лидерства. И какой смысл вкладывается в его феномен, выделяют пять групп теорий лидерства:

  1. Теория черт. Лидерство и эффективность лидерства рассматривается как свойства личности;
  2. Поведенческие теории. Эффективность лидерства есть функция поведения;
  3. Ситуационные. Эффективность лидерства является следствием действия в ситуации;
  4. Атрибутивные теории лидерства. Утверждают, что лидерство в группе являются не существующим феноменом, определяемым качествами личности и поведением лидера. А результатом субъективных восприятий и социальных представлений подчиненных;
  5. Теории обмена. Представляют лидерство, как сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них является теория диад, теория харизматического и трансформационного лидерства.

Современные специалисты считают, что лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному подходу.

Стили руководства

В зависимости от методов и средств, сегодня выделяют следующие стили. Которые характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:

1. Демократический стиль руководства основан на том, что подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность. Сегодня по праву считается лучшим.

Согласно специальным исследованиям, он в полтора-два раза эффективнее всех других стилей. Ничего более эффективного в способах управления не придумано.

2. Либеральный стиль заключается в том, что руководитель предоставляет широкую свободу и автономию подчиненным.

Оказывается, есть конкретные ситуации, в которых либеральный стиль будет предпочтительнее демократического. Таких ситуаций две – это творческий и высококвалифицированный коллективы.

3. Авторитарный стиль состоит в том, что руководитель единолично принимает решения. И требует от подчиненных их точного исполнения. Этот стиль связан с властью (авторитетом) должности. Личностные черты руководителя особого значения не имеют.

Инициатива и последнее слово всегда остаются за руководителем. Есть три ситуации, в которых авторитарный стиль руководства эффективнее других. Это: низкоквалифицированный, проблемный либо военизированный коллективы.

4. Диктаторский стиль руководства понимается, как полное подчинение лидеру. Не только в делах, но и в мыслях. Диктатура – неограниченная власть.

Таким образом, современная теория управления допускает лишь одну ситуацию, в которой оправдан диктаторский стиль руководства.

Это военная или равная ей ситуация «жизни и смерти» организации. Диктаторский стиль отличается крайней жесткостью, недопущением не только свободомыслия, но и инакомыслия.

5. Гибкий стиль руководства, означает варьирование в зависимости от ситуации и индивидуальности. Ситуативность стиля двойственна.

Во-первых, она связана с индивидуальным подходом менеджера к подчиненным. Во-вторых с учетом сложившихся обстоятельств в связи с динамикой коллектива.

Гибкий стиль является сочетанием трех стилей. В следующих пропорциях: демократического 60%, либерального 20% и авторитарного 20%.

Основные теории лидерства

«Основными» или «популярными» теориями лидерства принято считать следующие:

1. Великих личностей. Согласно теории лидером рождаются, а не становятся. Например, таким личностям, как; Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Ленину, Сталину и другим «великим».

Им было предназначено исполнить свою миссию. Они появляются точно в нужное время. И сыграли судьбоносную роль в жизни не только современников, но и будущих поколений.

2. Личностных черт. Содержит в себе элементы экспликации. Сторонники теории пытаются обосновать, какой именно набор личных качеств обеспечивает индивиду выполнение роли лидера.

Тем не менее, подход с точки зрения «личностных черт» имеет определенную прагматическую ценность. Ибо способствует созданию и весьма успешному применению различных тестов профессиональной пригодности.

3. Ситуационная теория лидерства в какой-то мере соединяет предыдущие две теории. Поскольку успех или провал лидерства объясняет, насколько адекватно лидер, предпринимает определенные действия. И как способен учитывать изменения ситуации.

4. Случая. Заключается в том, что нет наилучшего стиля лидерства, пригодного при всех обстоятельствах. Чей-то даже самый удачный опыт в какой-то области. Может себя не оправдать в другой области, при ином лидере.

Следует учитывать особенности как среды, так и последователей; лидер должен быть способен и готов действовать по обстановке.

5. Поведенческая. По теории, лидерами не рождаются, а становятся. Любой человек способен стать лидером, если его не только обучат профессии. Но и искусству человеческих взаимоотношений, сформируют у него необходимые коммуникативные умения.

6. Партисипативная теории лидерства. Лежит идея командной работы, соучастия подчиненных в принятии управленческих решений, мотивации к соучастию. Своим собственным примером, чутким отношением к мнению сотрудников.

А также, обеспечением условий для свободного выражения замечаний и предложений. Лидер способствует сплоченности членов организации, осознания ими общности целей и аккумуляция их сил и способностей.

7. Трансакционная теории лидерства — это некая прагматическая философия сделки. Поскольку лидер и его последователи находятся на разных уровнях властной структуры.

То, он уже в силу своего высшего статуса имеет право требовать исполнения. Из чего следует также его право, как награждать прилежных работников, так и наказывать нерадивых.

8. Трансформационная теория лидерства, делает акцент на нравственной стороне взаимосвязи лидера и последователей. Их взаимной зависимости, взаимопомощи, взаимном доверии.

Сторонники этой теории особо подчеркивают важность личного примера лидера. Который, выдвигая перед своими последователями и подчиненными общие цели. Сам же собственным поведением способствует их достижению.

Происходит своего рода трансформация ролей — лидер сам выступает исполнителем, его же идеи, целеполагания передаются последователям.

Трансформационные лидеры служат для последователей примером подражания: доверяя и уважая лидера, последователи интериоризируют его идеи.

Поведенческие теории лидерства

Эти теории основываются не на лидерских качествах, а на лидерском поведении, на стиле руководства. Основная идея поведенческих теорий – лидерами не рождаются, а становятся.

Следовательно, возможна подготовка лидеров по специально разработанным программам. Под стилем управления понимается система методов и приемов.

Так же, выделяют формы деятельности управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Наиболее известными концепциями данного типа являются:

  • Три стиля руководства;
  • Исследования Университета штата Огайо;
  • Исследования Мичиганского университета;
  • Системы управления (Лайкерт);
  • Управленческая сетка (Блейк и Моутон);
  • Теория X и Y МакГрегора.

Теория черт лидерства

Еще ее называют теорией лидерских качеств. Один из первых подходов в попытке изучить и объяснить лидерство. Согласно этой теории лидерами не становятся, ими рождаются!

Исследователи считали, что существует устойчивый набор качеств, который отличает «великих людей». Ученые пытались научиться измерять эти качества для выявления лидеров.

В попытке обобщить сотни проведенных исследований. Ральф Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году сгруппировали лидерские качества. И выделили пять основных:

  1. Уверенность в себе;
  2. Знание дела;
  3. Интеллектуальные способности;
  4. Преобладание над другими;
  5. Активность и энергичность.

Однако эти пять качеств до конца не объяснили природу появления лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями, а не лидерами.

Лидерство в менеджменте

Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно. А лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Менеджер Лидер
1. Администратор 1. Инноватор
2. Поручает 2. Вдохновляет
3. Работает по целям других 3. Работает по своим целям
4. Использует доводы 4. Использует эмоции
5. Контролирует 5. Доверяет
6. Профессионален 6. Энтузиаст
7. Принимает решения 7. Превращает решения в реальность
8. Делает дело правильно 8. Делает правильное дело
9. Уважаем 9. Обожаем
10. План-основа действий 10. Видение-основа действий
11. Полагается на систему 11. Полагается на людей
12. Поддерживает движение 12. Дает импульс движению

Исследования показали, что значительная группа менеджеров обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант в реальной жизни встречается очень редко.

Теории лидерства в организации

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории:

  1. Формальный руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты;
  2. Неформальный лидер — тот, кто в силу разнообразных причин. Имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности;
  3. Формальный лидер — это человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции. Это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.

Лидерство в группе

Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства. А также с отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением.

Поскольку руководитель, менеджер, стремится управлять действиями и поведением других людей. Он должен знать образ мышления сотрудников своей организации, предвидеть их реакцию на свою деятельность.

Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития. Принадлежности к группе включает в себя два эффекта:

  1. Эффект сопричастности;
  2. Эффект эмоциональной поддержки.

Таким образом, чувство принадлежности к группе играет важную роль в групповом взаимодействии. Оно связывает членов группы в единое целое и усиливает их активность, направленную на достижение цели

Современные теории лидерства

1. Теория эмоционального интеллекта Д.Голдмана

Составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки. Эти качества должны быть присущи лидеру и развиты.

2. Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К.Кэшмана

Лидерские навыки необходимо развивать изнутри. Достигая мастерства в семи областях:

  1. Самопознание;
  2. Целеполагание;
  3. Управление изменениями;
  4. Межличностные отношения;
  5. Бытие;
  6. Нахождение равновесия;
  7. Умение действовать.

3. Теория опосредованного лидерства Р.Фишера и А.Шарпа

Для реализации процессной функции лидерства вовсе не обязательно занимать формальную позицию лидерства. В центре – мотивация к лидерскому поведению.

4. Теория «двигателя лидерства» Н.Тичи

Должна быть система подготовки лидеров на всех уровнях организации. Для этого в организации должна быть «передаваемая точка зрения».

Которая становится мерилом деятельности для всех лидеров. По Тичи это система из трех взаимосвязанных элементов:

  1. Бизнес-идеи;
  2. Ценности и эмоциональная энергия;
  3. Решительность.

5. Идея «распределенного» или «разделяемого» лидерства

Проект делится на несколько этапов, на каждом из которых превалирует определенная компетенция. Носитель которой, становится временным лидером и осуществляет координацию. Происходит эстафетная передача лидерства с этапа на этап.

6. Теория связующего лидерства и концепция «горячих групп»

Современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями. А также целями и побуждениями других людей. Сплоченная эффективная группа людей полностью поглощенная выполнением задания.

Человек, владеющий связующим лидерством, может создать горячую группу. Затем, либо руководить ею, либо быть ее членом, возможно реализуя идеологию распределенного лидерства.

Теория лидерства качества

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом. Исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

  1. Внимание. Способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий). Чтобы, это было привлекательным для последователей;
  2. Значение. Способность так передать значение созданного образа, идеи или видения. Чтобы они были поняты и приняты последователями;
  3. Доверие. Способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
  4. Управление собой. Это способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны. Чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Тема лидерства в последнее время приобретает все большую популярность и особенно в бизнес среде. Поэтому сейчас, для того чтобы как удерживать, так и привлекать на работу сотрудников. Руководителю и нужны надежные инструменты лидерства.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *